:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

«Потребительский бум» в России заканчивается

29.01.2003

Спрос на «базовые» потребительские товары достиг насыщения. Возможное замедление российской экономики в 2003 году не позволит россиянам перейти к более сложной структуре потребления

Потребительский бум, продолжавшийся в России целых два года, постепенно сходит на нет. В прошедшем году зарплаты россиян существенно «обогнали» экономику страны (порядка 10% и 4,4% соответственно). Если темпы экономического роста в 2003-04 году не увеличатся, то зарплаты могут остановиться на сегодняшнем уровне, что ограничит потребительские возможности наших сограждан и сохранит существующую «отсталую» структуру потребления, в которой преобладают продукты питания. При этом в ближайшие два года может произойти резкое увеличение стоимости коммунальных услуг, после чего денег на покупки у россиян станет еще меньше.

Потребительские расходы последние три года увеличиваются быстрыми темпами, причем часть этих расходов остается в тени, о чем говорят расхождения в официальных данных и оценках маркетинговых агентств. По данным Госкомстата, за 11 месяцев 2002 года прирост оборотов розничной торговли вырос на 14,8% (в рублях). По данным же маркетингового агентства IRG расходы россиян на потребительском рынке растут ежегодно на 13-15% в долларовом выражении. Оценки объема потребительского рынка расходятся еще более существенно. Если Госкомстат оценивает его в 140 млрд долл, то частные исследовательские компании указывают цифры более 220 млрд («Бизнес-Аналитика» - 241 млрд, IRG – 250-270 млрд, «Эксперт – МА» - 220-270 млрд долл). Частные компании полагают, что Госкомстат не учитывает в своих исследованиях теневые доходы российских граждан. Их оппоненты, правда, указывают на тот факт, что если бы россияне тратили такие огромные суммы, то средняя зарплата в России должна бы составлять порядка 400 долларов. «Я склонен доверять Госкомстату, который при анализе расходов домашних хозяйств опрашивает порядка 48 тысяч семей, он использует стандартную методику, что уже само по себе позволяет улавливать основные тенденции рынка, -- сказал РБК Асхат Кутлалиев, руководитель отдела обработки данных исследовательской компании GfK, -- наши данные в основном совпадают с Госкомстатом».

Впрочем, несмотря на рост потребительских расходов, структура потребительского рынка меняется пока мало. Россияне по-прежнему очень много тратят на питание, в чем сходятся и Госкомстат, и маркетинговые компании. По оценкам, в 2002 году на еду пришлось более 40% всех потребительских расходов (Госкомстат – 45,9%, IRG – 40%). Теоретически, рост доходов населения должен повлечь снижение доли расходов на питание и увеличение доли расходов на товары длительного пользования, образование, отдых. Практически же эта тенденция развивается довольно слабо. «Самые бедные 10% населения тратят на питание 68%, самые богатые – 41%. Это говорит о том, что зарплаты у нас пока еще довольно маленькие. В Европе средний уровень расходов на питание составляет 20-30%», -- говорит Асхат Кутлалиев. При этом, россияне предпочитают есть достаточно тяжелую еду - в структуре расходов на питание более 40% приходится на мясо- и молокопродукты. В тоже время, непропорционально много из «пищевых затрат» уходит на алкоголь и табачные изделия, что отмечают все исследователи (Госкомстат – 7,8%, IRG – 17-20%).

Средства, оставшиеся после расходов на еду, тратятся преимущественно на рынке непродовольственных товаров, на которые по оценкам разных исследователей уходит 34-40%. При этом, последние годы активно развивались продажи бытовой техники, автомобилей, недвижимости, имеджевых товаров. В частности, по словам аналитика IRG Александра Уточкина, ввоз дорогих автомобилей по разным маркам вырос на 60-300%. В тоже время, россияне становятся все более разборчивыми в выборе товара. «Потребители все больше покупают брэндированную продукцию, в том числе импортируемую из-за рубежа. На парфюмерно-косметическом и фармацевтическом рынке доля импорта за последние годы значительно увеличилась», -- отмечает Александр Уточкин. Эта тенденция поддерживается тем, что цены на продукцию под зарубежными брэндами снижаются за счет размещения в России сборочных и фасовочных предприятий (телевизоры, чай, пиво). При этом, лицензионная продукция, произведенная в России быстро вытесняет прямой импорт. В целом, на непродовольственном рынке наблюдается достаточно равномерный сдвиг к более дорогим товарам по мере роста доходов населения.

Однако в текущем году рост потребительского рынка, скорее всего, замедлится. Об этом говорят данные 2002 г. по динамике оборотов розничной торговли. По информации Центра макроэкономической конъюнктуры и краткосрочного прогнозирования, в ноябре продажи выросли всего на 0,4%, тогда как во втором квартале они росли в среднем на 0,9% в месяц, а в третьем даже на 1,1%. Одной из причин этого является насыщение потребительского спроса после двух лет «потребительского бума». По мнению менеджера IRG Дарьи Бабаниной, «в Москве спрос на базовые товары длительного пользования (телевизоры, стиральные машины, мобильные телефоны) в значительной степени близок к насыщению, тогда как в регионах подобный бум только начинается (конечно, сдерживаемый ограничениями по доходу)». Как отмечают в IRG, во время опроса в ноябре-декабре 2002 года в Москве на вопрос «Какие товары Вы планируете купить в течение ближайшие шести месяцев?» лидируют такие товары как (в порядке убывания) компьютер, кухонный комбайн, видеокамера, принтер, микроволновая печь, тогда как в провинции более актуальны стиральная машина, цветной телевизор, мобильный телефон, пылесос. Однако, стоит отметить, что региональные рынки могут компенсировать падение продаж в столице лишь отчасти. Дело в том, что совокупная емкость региональных потребительских рынков лишь в 2-3 раза превышает московский, причем спрос в ряде крупных городов также уже близок к насыщению. Соответственно, расходы продавцов на продвижение товара могут существенно возрасти уже в текущем году.

Еще большие проблемы ожидают и розничную торговлю, и сферу услуг в последующие годы. Если экономике не удастся увеличить темпы развития, то доходы россиян просто перестанут расти, тем более, что в прошедшем году они выросли намного больше, чем экономика страны (рост реальных располагаемых доходов населения за 11 месяцев 2002 года составил 9,4%, тогда как рост ВВП в 2002 году оценивается лишь в 4,4%). Кроме того, России угрожает повышение стоимости коммунальных услуг, в результате чего их доля составит заметную часть в расходах населения. В Европе на коммунальные платежи приходится половина всего пакета услуг. Например, по данным IRG, в Чехии в 2001 году на коммунальные услуги приходилось 14,2% всех затрат, на остальные услуги 13,1%. В России, по данным Госкомстата, коммунальные затраты составляют лишь 4,6% всех потребительских расходов, тогда как на остальные услуги было потрачено 8,8%. Готовящаяся в России реформа ЖКХ неизбежно приведет к росту цен и, тем самым, серьезно сократит возможности населения в расходах на других сегментах потребительского рынка. Прежде всего, пострадает растущий спрос на услуги, в меньшей мере продовольственные и непродовольственный спрос.

Источник материала: Rbc.ru


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018